© Андреев В.С.
Церковное право как правовая дисциплина

(понятие церковного права,
отличие церковного права от светского
и других видов религиозного права,
основания для изучения церковного права)

          Данная статья написана в 1999 году в процессе работы автора над темой "Кормчая как многоотраслевой источник права". По своему содержанию она является лекционным материалом и в качестве такового использовалась автором при чтении им на юридическом факультете лекций по спецкурсу "Церковное право". В 2002 году была предложена для опубликования редакции журнала "Российская юстиция", но в результате нежелания редакции в полном виде пускать статью в печать осталась неопубликованной. В сети Интернет размещается без каких-либо сокращений с целью дать юристам и канонистам материал для размышлений, а студентам-правоведам, изучающим церковное право, — дополнительный материал для подготовки к семинарским занятиям.
          Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть опубликована в печати без письменного разрешения владельцев авторских прав (разработчиков сайта и автора статьи). При републикации статьи (или фрагментов из неё) в сети Интернет ссылка на данный сайт обязательна.


  1. Понятие церковного права.

  2. Отличие церковного права от светского.

  3. Религиозно-правовые системы. Отличие церковного права от ветхозаветного, исламского и индуистского.

  4. Основания для изучения церковного права на юридических факультетах.


         Русская правовая наука многие годы игнорировала такую правовую дисциплину, как церковное право. Для секулярной правовой науки это было вполне естественно, поскольку понятием "право", выработанным в советские годы этой наукой, охватывались только нормы, изданные или санкционированные светской властью. Воинствующая атеистическая власть не хотела мириться даже с фактом существования Церкви, а тем более не могла позволить себе признать за церковным правом статуса права. Теперь, когда на территории бывшего СССР Церковь официально (!) перестала быть гонимой, остаётся только осознать, что Православная Церковь и её законодательство являются не только фактом истории, но и живым фактом повседневной жизни, и тогда церковное право снова займёт своё законное место среди правовых дисциплин. Даже если и допустить, что Церковь могла быть уничтожена, характер церковного права от этого не изменился бы: после прекращения существования Церкви эта дисциплина, всё равно, осталась бы правовой, правда, была бы уже только историко-правовой.
         Как всякий учебный предмет, всякая дисциплина, церковное право нуждается в своей "апологии": приступающий к чтению лекций по церковному праву (будь то в семинарии или на юридическом факультете) должен
а)показать отличие церковного права от светского и
б)отграничить его от других видов религиозного права, а студентам-юристам ещё и
в)обосновать необходимость изучения этой дисциплины, иначе они, не будучи членами Церкви, не увидят пользы от знания церковного права и не будут воспринимать этот курс, идя по пути обеднения своего правового кругозора.
         Есть несколько существенных отличий церковного права от светского и от других видов религиозного права и несколько оснований для изучения церковного права на юридических факультетах (речь пойдёт только о студентах-юристах, поскольку просто нелепо доказывать, что христианам необходимо знать церковное право), но прежде, чем перейти к изложению, необходимо чётко определить, что есть церковное право как совокупность норм (т.е. как право позитивное), как наука и как дисциплина, поскольку именно на уровне совокупности норм, прежде всего, можно увидеть разницу между церковным правом и светским и его отличие от других видов религиозного права и поскольку именно дисциплина "Церковное право" является предметом изучения в семинариях и на юридических факультетах.
1) Понятие церковного права.
         Понятие церковного права как совокупности норм можно сформулировать приблизительно так:
Позитивное церковное право - это совокупность на основе Священного Писания и Священного Предания выработанных христианским сознанием для регулирования внутренних церковных отношений, а также воспринятых из ветхозаветного и римско-византийского права (и, частично, воспринимаемых и поныне из национальных правовых систем), норм, действие которых распространяется на членов Церкви*, исполняющих эти нормы добровольно, а также, в случае явного для церковной власти в лице приходского священника, епархиального епископа и собора епископов нарушения, под принуждением, исходящим от этой власти. (*Церковь - "общество людей, соединённых христианской верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами").
         Позитивное церковное право является предметом изучения церковно-правовой науки. Последняя занимается систематическим изложением материального церковного права, разработкой правовых идей и формулированием правовых понятий. Поскольку в отдельную науку история церковного права пока не выделяется, наука "церковное право" имеет своей задачей систематическое изложение содержания и истории не только общецерковных правовых источников и ныне действующего законодательства отдельных поместных Церквей, но и тех церковно-правовых источников, которые полностью или частично уже утратили свою силу, будучи изданными в свое время властью поместных Церквей или епархиальными епископами.
         Результаты науки "церковное право" доводятся до сведения широкой аудитории через посредство дисциплины "Церковное право", имеющей своей задачей ознакомление студентов (или семинаристов) с систематически изложенным материальным церковным правом (включая действующие нормы и ранее действовавшие), его историей и выработанными правовыми представлениями. Именно в ходе изучения дисциплины "Церковное право" (в самом начале) студенты-юристы и семинаристы должны почувствовать специфику церковного права, ознакомиться с пунктами, по которым церковное право отличается от светского и от других видов религиозного права.
2) Отличие церковного права от светского.
         На данный момент, думается, можно с достаточным основанием говорить, что церковное право отличается от светского
I) по материальному источнику,
II) по предмету регулирования,
III) по "внутренней структуре",
IV) по характеру санкций и целям, преследуемым этими санкциями,
V) по действию норм (а/во времени, б/в пространстве, в/по кругу лиц),
VI) по характеру действия норм и
VII) по характеру основного закона.
      1)Отличие церковного права от светского по материальному источнику.
         Светские правовые нормы создаются либо путём официального санкционирования, утверждения - конфирмации - уже существующих норм обычного права или прецедента (т.е. путём придания нормам обычая или прецеденту силы закона), либо путём выработки совсем новых законодательными органами государства, а церковные - на основе Божественной воли законодательными органами Церкви: соборами епископов (с участием монашествующих и мирян, в некоторых поместных Церквях и на некоторых исторических этапах), предстоятелями поместных Церквей (или лицами, временно исполняющими их функции) и отдельными епархиальными епископами (часть норм дана Церкви в готовом виде самим Христом и Его первыми учениками - апостолами). В редких случаях церковно-правовые нормы создаются ещё и отдельными их профессиональными знатоками (канонистами) в виде комментария или толкования, когда возникают трудности с уяснением смысла существующих норм. Со временем толкования и комментарии некоторых канонистов становятся составной частью самих норм.
         (Использование же некоторых светских законодательных актов Византии в качестве источника церковного права объясняется признанием их законности со стороны иерархии и православного народа. Отдельные нормы светского византийского права и целые законодательные акты были восприняты церковным сознанием лишь постольку, поскольку были созданы на основе канонов /см. ниже - п. 5,а/ и с учётом церковной пользы. Законы, противоречившие канонам, просто не принимались церковным сознанием, а те, которые дел церковных не касались, со временем устаревали и заменялись по усмотрению светской власти другими, поэтому вовсе вышли из обихода).
      2)Отличие церковного права от светского по предмету регулирования.
         Светское право регулирует общественные отношения, церковное же право - отношения внутрицерковные (церковно-правовые акты определяют состав и устройство Церкви, административно-территориальное церковное деление, структуру церковной власти, имущественные права Церкви и представителей церковной иерархии, ответственность членов Церкви за нарушение церковно-правовых норм и т.д.).
      3)Отличие церковного права от светского по "внутренней структуре".
         Светское право в странах с развитой правовой системой делится на отрасли, церковное же право - цельно и на всех этапах своей истории не знает такого деления, несмотря на то, что церковное законодательство содержит нормы уголовно-правового, гражданско-правового, процессуально-правового и семейно-правового характера.
      4)Отличие церковного права от светского по характеру санкций и целям, преследуемым этими санкциями.
         В отличие от светско-правовых норм, церковно-правовые не предусматривают смертную казнь, лишение преступника свободы и причинение ему материального ущерба (кроме случая кражи воска и елея из церкви, совершитель которой обязан вернуть похищенное в шестикратном размере) и за преступления, в том числе и за уголовные, предусматривают особые наказания, церковные - в виде отлучения на различные сроки от участия в общественном богослужении и от Причастия, поскольку имеют своей целью не воздаяние преступнику в равной мере за причиненный им ущерб, не устрашение нарушителя закона, а только его исправление.
         Для церковного права, в отличие от светского, важен не образ действия преступника, а нравственный момент преступления, поэтому срок церковного наказания может быть сокращён только в том случае, если примерное поведение осуждённого сопровождается искренним раскаянием, т.е. осознанием своей вины и твёрдым намерением стать на путь исправления. Светское законодательство не может учесть этот момент, и из мест лишения свободы могут досрочно освобождаться лица, которые примерно вели себя лишь для того, чтобы быстрее выйти на свободу, но вовсе не имели намерения порвать со своим преступным прошлым.
         В церковном праве дело обстоит иначе потому, что право Церкви тесно связано с понятием греха. По церковным представлениям грех - это и поступок, и состояние души. Как поступок, грех есть нарушение Заповедей, т.е. предписаний, Божиих, а как состояние души - наклонность человека к нарушению Заповедей. А именно греховность деяния, реализация человеком своей дурной наклонности осуждается церковным правом. Для светского права понятие греха не существует.
      5)Отличие церковного права от светского по действию норм.
         a/во времени.
         Светские правовые акты часто создаются на злобу дня, и ни один из них не действует на протяжении всей истории права; общецерковные же законы (каноны), т.е. законы, обязательные для Вселенской Церкви (для всех поместных православных Церквей), и правовые заповеди Христа и апостолов действуют на протяжении всей истории Церкви, т.е. с 1 в. по Р.Х. и до неопределенного момента, до бесконечности.
         Законодательные акты поместной Церкви, т.е. изданные её органами и обязательные только для её членов, действуют, как и светские, только до тех пор, пока не будут изданы новые, отменяющие или заменяющие их.
         б/в пространстве.
         Светские правовые акты имеют силу на территории издавшего их государства и в случаях, определённых законодательством, за её пределами, общецерковное же законодательство действует на территории всех поместных православных Церквей (т.е. на территории всех православных епархий и приходов) независимо от того, на территории каких государств они находятся.
         Законодательство поместной Церкви действует только на территории этой Церкви (т.е. на территории подчинённых ей епархий и приходов), но также не связано государственными границами.
         в/по кругу лиц.
         Действие светских правовых актов распространяется на граждан издавшего эти акты государства и, при определённых законодательством условиях, на иностранных граждан и лиц без гражданства, действие же канонов распространяется на всех православных христиан независимо от их гражданства и места проживания.
         Действие законодательных актов поместной Церкви распространяется только на членов этой Церкви, но тоже независимо от их гражданства и места проживания.
      6)Отличие церковного права от светского по характеру действия норм.
         У светского права безусловный (тотальный) характер действия, ибо действие его норм распространяется на всех граждан и лиц без гражданства с момента их рождения и до смерти помимо их воли. Кроме жертв кораблекрушений, оторвавшихся от общества и живущих в одиночестве на необитаемых островах, нет людей, неохваченных действием права. Хотят люди того или не хотят, но всю жизнь находятся под "прессом" светско-правовых предписаний и не могут (пока находятся на территории государственного образования) освободиться по своей воле от правового "надзора" государства за их действиями. Правда, если на территории государства проживает первобытное племя (или несколько племён), а светский законодатель об этом ничего не знает, как и племя не имеет понятия о существующем государстве, то речь о том, что племя охвачено действием права так называемого "цивилизованного" общества, не может идти, ибо первобытный жизненный уклад отличается от жизни в государстве и автоматически распространять действие правовых норм развитого общества на первобытные отношения недопустимо. Но считать, что внутренняя жизнь первобытных племён вообще ничем не регулируется, тоже нельзя, поскольку родоплеменное общество в любом случае имеет свой "заменитель" права "цивилизованного" общества, с помощью которого в той или иной форме и осуществляет надзор за жизнью своих членов. Поэтому, чтобы безболезненно включить первобытные племена в жизнь государства, светский законодатель должен создавать законы, учитывающие специфику племенного существования, ибо в жизни первобытного общества однозначно действуют не такие нормы, как в государственном образовании.
         Что же касается церковного права, то у него (в отличие от светского) "условный" характер действия, поскольку действие его норм распространяется только на лиц, добровольно крестившихся или крещённых в несознательном возрасте или "перед лицом смерти", с момента их крещения и до тех пор, пока они добровольно находятся в лоне Церкви (т.е. добровольно поддерживают живую и постоянную связь с Церковью, участвуя в богослужении и Таинствах и исполняя церковные предписания). Тот, кто, будучи когда-то крещён, имея возможность, не исполняет христианских прав и обязанностей, сам себя исключает из членов Церкви, а на нехристиан действие церковно-правовых норм не может быть распространено. К ним невозможно применить церковно-правовую санкцию, поскольку нельзя лишить человека того, от чего он сам добровольно отказался или отказывается (от участия в богослужении и Таинствах и исполнения церковных предписаний). Не распространяется действие церковно-правовых норм и на лиц, за нехристианское мировоззрение или поведение отлучённых на соборе от Церкви. Лишь на добровольно ведущего христианскую жизнь или добровольно вернувшегося к ней распространяется действие норм церковного права.
      7)Отличие церковного права от светского по характеру основного закона.
         а/Конституции возникают на базе уже существующего законодательства в странах с развитой правовой системой и венчают собой правовую пирамиду, каноны же, наоборот, являются фундаментом, на котором формируется частное законодательство поместных Церквей.
         б/Конституции часто отражают недавно возникшие явления или даже дают им жизнь, порождают их, каноны же, несмотря на то, что по времени своего окончательного оформления (1-9 вв.) не опережают частное законодательство отдельных древних поместных Церквей, наоборот, являются письменным закреплением изначально существовавших в жизни Церкви порядков, сохранявшихся и передававшихся от одних поколений христиан к другим (канонами эти порядки как бы "законсервированы").
         в/Конституции изменяемы и отменяемы, каноны же более тысячи лет остаются без изменений и их изменение и отмена не предполагаются.
         г/Конституции содержат отсылки на уже существующие законы и на законы, которые будут изданы только в будущем, каноны же отсылок на иное законодательство не содержат (исключение составляют ссылки более поздних канонов на более ранние, а также ссылки на тексты Библии, демонстрирующие законность канонического предписания и его древнее происхождение).
3) Религиозно-правовые системы. Отличие церковного права от ветхозаветного, исламского и индуистского.
         При сравнительном анализе правовых систем стран, жители которых в прошлом исповедовали или исповедуют в настоящее время разные религии, становится вполне ясным, что религии оказывали и оказывают влияние на формирование правосознания и законодательства. Однако из всех религий мира только четыре - иудаизм, христианство, ислам и индуизм - выработали самостоятельные правовые (религиозно-правовые) системы. Этим объясняется тот факт, что юридической науке даже незнакомы такие словосочетания, как "буддийское" право, "конфуцианское", "даосистское", "синтоистское", "зороастрийское", "манихейское" или "кришнаитское", но известны ветхозаветное (а точнее - иудейское право Торы и Талмуда), церковное, исламское (шариат) и индуистское право. Последние роднит их не правовая, а религиозная (в первую очередь) природа, но между церковным правом (с одной стороны) и ветхозаветным, исламским и индуистским (с другой) имеется существенная разница: первое отличается от трех последних не только своей богословской основой, но и по функциональному признаку. Если ветхозаветное право, шариат и индуистское право в древности и в средневековье выполняли и теперь (хотя бы отчасти) выполняют функцию светского права, то церковное право никогда полностью не подменяло собой светское право, а существовало (на всех этапах своей истории) одновременно с ним. Оно являлось в Византии составной частью светского права и шло с ним рука об руку, но при этом выполняло в империи (как и в других, более молодых православных государствах) именно свою функцию - регулировало внутрицерковные отношения, а не светские. Даже на католическом Западе (в конце концов) вместо средневекового "Корпуса канонического права", изобилующего нормами, регулирующими гражданские отношения, в 20 в. был введён в действие новый "Кодекс", регулирующий уже только внутрицерковные отношения. Одной из причин этого было осознание факта, что нормы "Корпуса" по светским вопросам давно перестали быть актуальными и вышли из употребления, поскольку в светском законодательстве европейских стран гражданские отношения получили с точки зрения юридической техники более совершенную регламентацию. И если ясно, что средневековый католический "Корпус канонического права" по вопросам светским уже задолго до издания нового "Кодекса канонического права" не выполнял в европейских странах функцию действующего источника светского права, то также очевидно, что при всём авторитете Католической Церкви "Корпус канонического права" в Европе никогда (даже в средневековье) не заменял полностью и не мог заменить всё светское законодательство. В пользу этого говорят не только сохранившиеся средневековые и более поздние памятники светского права, но и то, что в истории Европы был период, когда светская власть очень активно боролась с властью римских пап. На Востоке Церковь не знала таких форм выяснения отношений со светской властью, как на Западе, но факт сосуществования её права со светским также является непреложным. Это подтверждается тем, что в Византии как раз таки государственным законодательством регулировались многие внутрицерковные отношения, а не церковным - гражданские, почему со временем отдельные светские правовые нормы и целые законодательные акты Византии по церковным делам и стали общецерковными источниками права. Наличие славянских светских и церковных правовых памятников и переводов византийских номоканонических сборников тоже является доводом в пользу функционального отличия церковного права от ветхозаветного, исламского и индуистского. (Справедливости ради надо признать тот факт, что шариат и индуизм не лишали полностью правителей права издавать нормативные акты, но это ничего не меняет, поскольку более авторитетным, всё равно, признавалось религиозное право, а не законодательство, порождённое "злобой дня". Последнее, в конце концов, когда-нибудь выходило из употребления и из источника действующего права превращалось уже только в памятник права ушедшей эпохи, а религиозное право и после этого продолжало оставаться основным, никем не отменённым правовым регулятором духовной и правовой сфер жизни мусульман и индусов /а тем более - ортодоксальных иудеев/).
         Кроме перечисленных отличий церковного права от светского и от других видов религиозного права трудно выделить какие-либо ещё (да и нет особой надобности), поэтому можно перейти к изложению оснований для изучения церковного права на юридических факультетах.
4) Основания для изучения церковного права на юридических факультетах.
         Всего в пользу изучения церковного права юристами можно привести, по крайней мере, пять следующих тезисов:
      1)В курсе истории государства и права зарубежных стран на юридических факультетах изучается византийское право, каноны же, поскольку византийский император придавал постановлениям церковных соборов силу закона, являлись составной частью византийского законодательства и во многом фактом своего существования стимулировали рост объема законодательства Византии в той части, которая регулировала отношения, касающиеся Церкви; поэтому изучение церковного права на юридических факультетах (даже только в курсе истории государства и права зарубежных стран) выглядит вполне логичным.
      2)Симфония Церкви и государства, характерная для Византии, дала жизнь сборникам, содержащим одновременно и светско-правовой, и церковно-правовой материал (примером являются "Номоканоны" и "Алфавитная Синтагма Матфея Властаря"). Благодаря этим сборникам, переведённым в средневековье на славянский язык и до 1917 г. в России на русский, юристы /и историки/ имеют возможность ознакомиться хотя бы с частью византийского законодательства, до сих пор полностью не переведённого.
      3)Источниками церковного права, общими для всех поместных православных Церквей, наряду с канонами являются составленные в Византии сборники типа "Номоканонов" и "Алфавитной Синтагмы" и толкования канонов, а также воспринятые церковным сознанием отдельные светско-правовые акты по церковным вопросам, поэтому временем формирования общецерковной правовой базы можно считать 1-14 вв. Поскольку общецерковные правовые источники формировались на протяжении такого длинного периода, а церковные деятели, формулировавшие церковные правила, составлявшие сборники и толкования канонов, обладали, что вполне естественно, конкретно-историческим правосознанием и говорили на языке современной им правовой науки, можно считать несомненным тот факт, что церковно-правовые акты впитали в себя отдельные римско-византийские правовые представления своего времени; тем более что это подтверждается даже беглым сличением текстов светских правовых памятников с текстами церковных. Поэтому изучение церковного права и его первоисточников поможет юристам не только восполнить пробелы в представлениях о римско-византийском праве, но и получить представление о церковном правосознании.
      4)Особенно это важно для юристов восточнославянского региона, ибо на землях восточных славян Церковь существует с 10 в. и является не только историческим институтом объединения людей, но и активно действующей в наше время организацией, члены которой, живя в государстве и по законам государства, живут ещё и по особым, но вполне конкретным, церковным законам.
      5)Для юристов Белоруссии, России и Украины знать церковное право необходимо еще и потому, что с приходом Православия на земли Древней Руси попал канонический сборник, получивший у славян название "Кормчая" и принесший с собой в готовом виде отдельные римско-византийские правовые представления. Он имел на Руси и в ВКЛ широкое хождение (о чем свидетельствует огромное число списков, дошедших до нашего времени) и оказал немалое влияние на законодателя Древней Руси, ВКЛ и Российской Империи, в пользу чего говорит светско-правовой материал. Кроме того, этот сборник составил основу русского православного правосознания. Знание его содержания поможет юристам /да и историкам тоже/ понять многие явления в общественной жизни Древней Руси, ВКЛ и Российской Империи и историю правовых норм этих государств.
         Приведённые доводы, думается, достаточно красноречиво говорят в пользу правовой природы церковного права и о необходимости его изучения на юридических факультетах.

© Андреев В.С.
Церковное право как правовая дисциплина


| ВВЕРХ |

Назад

Hosted by uCoz