Анекдоты и сказки
народов Европы
о тяжбах, судах и судьях

          Тексты анекдотов и сказок приводятся по следующим изданиям:
1)Сказки народов Югославии. М., 1984.
2)Волшебный камень. Молдавские сказки и предания. Кишинев, 1988.
3)Итальянские сказки. М., 1991.
          После текстов в скобках указываются народ-автор, номер издания, из которого взят анекдот или сказка, и номера страниц издания, на которых содержится тот или иной текст.

Л

Собаке собачья смерть.

Луна, воры, Джуфа и судья

         Однажды поутру Джуфа отправился за сеном, но домой до наступления темноты он, понятно, не успел. Словом, когда он возвращался, была уже ночь, и дорогу освещала только луна, которая то исчезала в облаках, то снова выныривала.
         Джуфа присел на камень и стал глазеть на луну, время от времени приговаривая:
         — Выходи! Выходи!
         А когда луна выходила:
         — Спрячься! Спрячься!
         А тут случись так, что возле самой дороги двое жуликов делили украденную тушу теленка. Когда они услыхали голос, который говорил: «Выходи» и «Спрячься», — они перепугались, думая, что это стражники, бросили свою добычу и дай бог ноги.
         Джуфа, услышав топот, пошел взглянуть, что там такое происходит. Увидел разделанную тушу теленка, взял нож и принялся отрезать лучшие куски. Наполнив свой мешок, он отправился домой.
         — Мама, открой-ка! — забарабанил Джуфа в дверь.
         — Почему ты так поздно? — спросила мать.
         — Пока тащил это мясо — наступила ночь. Продай его завтра, мне нужны деньги.
         — Ладно, — говорит мать, — завтра, пока ты будешь на поле, я продам мясо.
         На следующий вечер, когда Джуфа вернулся домой, он сразу спросил:
         — Ну как? Продала?
         — Да. Я поверила его в долг мухам.
         — А когда они нам заплатят?
         — Когда у них будут деньги.
         Целую неделю Джуфа терпеливо ждал, что мухи принесут деньги. А когда увидел, что ждать бесполезно, отправился к судье.
         — Господин судья, — обратился к нему Джуфа, — рассудите по совести. Я поверил мухам в долг мясо, а они и думать не думают об уплате.
         Поразмыслив, судья ответил:
         — Вот мое решение: как только увидишь муху, можешь, не задумываясь, ее убить.
         Надо же случиться, что в этот самый миг на нос господина судьи уселась муха, и Джуфа так хватил ее кулаком, что чуть не отправил судью на тот свет. (итальянск., 3, с. 162-163).

С

Старик с козлом перед судом

         Не так давно в одном бедном селе жил неимущий старик. Ничего-то у него за душой не было, кроме сына родного да козла безродного. В тоске и печали доживал бедняга свой век. Опостылела старику горькая его доля, и задумал он как-нибудь изменить свою жизнь. И так и этак в уме прикидывал и, наконец, решил, что обманным путем скорее всего удачи добьешься. А если уж и обман не поможет, — значит, и стараться не стоит.
         В первую же пятницу спозаранку посылает старик своего сына на базар козла продавать и наказывает ему принести вырученные деньги да и козла домой пригнать.
         Погнал малый козла на базар. А козел жирный, от покупателей просто отбою нет, знай цену набавляют! Один торговец всех побил, договорился с малым и деньги ему выложил, а парень сунул деньги в карман, козла вперед пустил и зашагал прочь с базара.
         Окликает его торговец:
         — Эй, милый человек! Отдай-ка мне козла, я сейчас домой пойду!
         Вернулся парень и объясняет торговцу: отец, мол, велел и вырученные деньги принести с базара, и козла обратно пригнать.
         Рассердился торговец:
         — Брось чепуху молоть. Твой отец над моим кошельком не хозяин. Верни деньги либо козла отдай.
         Пригорюнился парнишка. Стал раздумывать: «Как же мне теперь быть? Отец приказал и деньги ему принести, и козла пригнать, а торговец не соглашается. Что дороже: деньги или козел?»
         Крепко призадумался, а потом решил вернуть торговцу деньги, а козла погнал вперед и домой зашагал. Приходит, а отец ему:
         — Где деньги, сынок?
         Перепугался малый, стал оправдываться:
         — Никто не хотел деньги платить попусту. Уж я по-всякому им доказывал, что ты так велел, — ничего не помогло.
         Усмехнулся отец и говорит сыну:
         — Вот увидишь, в следующую пятницу я и деньги домой принесу, и козла приведу.
         День за днем проходит, наступает пятница. Отправляется старик со своим козлом на базар. Приходит, а на базаре уже ни души. Растерялся старик, посмотрел по сторонам и направился к полковничьему дому, что стоял возле самого базара. А надо вам сказать, полковник был в отъезде. Подходит старик со своим козлом к дому и давай в дверь барабанить. А полковничиха решила, что это кадий или, может, какой чиновник, и отворила дверь. Старик со своим козлом и ввалился в дом. Увидела женщина старика с козлом, испугалась и закричала:
         — Марш отсюда! Нечего мне тут вонь разводить!
         А старик наплел полковничихе небылиц с три короба, просит корочку подать, — мол, до того изголодался, едва живот к спине не присох. Ну, думает полковничиха, свалилась беда на мою голову! Дала она старику хлеба, а время уже к вечеру близится. Старик уписывает хлеб за обе щеки, вдруг кто-то в дверь стучится. Вскочил старик и к полковничихе:
         — Кто это в дверь стучится?
         — Мой муж, — отвечает она.
         — Куда же мне теперь деться? — запричитал старик.
         — Молчи! — шепчет полковничиха. — Я сейчас лестницу приставлю, ты и полезай на чердак!
         — А козла-то куда?
         — С собой забирай, — шепчет ему полковничиха. — Не оставлять же его за моим мужем ухаживать!
         Взвалил старик козла себе на плечи и потихоньку взобрался на чердак, забился под самую крышу и притаился.
         Полковничиха между тем отворила дверь, смотрит, а к ней в гости кадий* пожаловал. Снял, по турецкому обычаю, вышитые туфли и уселся на подушку, а полковничиха возле него. За разговором не заметили, как стемнело. Вдруг кто-то в дверь стучится.
         — Кто это? — всполошился кадий.
         — Наверное, муж! — отвечает полковничиха.
         — Куда же мне деться? — воскликнул кадий.
         — Полезай на чердак, — отвечает полковничиха.
         Взлетел кадий по лестнице — и в тот же закуток, где старик с козлом сидел. А старик как заорет:
         — Куда лезешь! Задавишь моего козла! Убирайся отсюда!
         — Молчи! — прикрикнул на него кадий. — Еще услышит полковник, тогда нам обоим не поздоровится!
         А старик не унимается. Все равно, думает, хуже, чем теперь, мне жить не придется. А хочешь, кадий, рот мне заткнуть — платить не забудь! Кадий посулил старику домишко выделить, — лишь бы замолчал. А старик на своем стоит:
         — Посулами сыт не будешь! Ты мне чистоганом подавай. Выкладывай сто дукатов — тогда замолчу!
         Делать нечего. Отсчитал кадий сто дукатов и сунул старику. А тот дукаты в карман спрятал, бороду поглаживает и ухмыляется, — благо, темно кругом.
         Полковничиха между тем отворила дверь — смотрит, перед ней муселим**. Вошел в дом и без дальних слов развалился на подушках, в точности как судья. Только разговорились они, вдруг слышат — в дверь стучатся. А муселим трусливый был, словно заяц. Не спрашивает — кто стучит, знай вопит:
         — Куда бы спрятаться?
         — Полезай на чердак! — крикнула ему полковничиха.
         Вскарабкался муселим по лестнице живее кошки — и на чердак. А старик снова орет:
         — Убирайся к дьяволу! Еще задавишь моего козла! Что тебе, чердак тесен, что ли?
         — Тс-с-с! Замолчи, любезный! Полковник услышит!
         — С какой же это стати мне молчать? Ты меня в покое никак оставить не хочешь, а я перед тобой — молчи?!
         Ну, и попал муселим в переделку! Чует он, что дело пахнет хорошей взбучкой, и давай старика улещать. А старик на золотые дукаты разохотился, не желает пропустить удобный случай муселима обобрать. Стал вымогать у него деньги так же, как у кадия, да все наличными требует — соловья, мол, баснями не кормят.
         А в дверь-то сам муфтий стучался. С ним все то же самое приключилось, что и с первыми двумя гостями. А за муфтием следом пожаловал мулла. И давай про божественное с полковничихой толковать, как вдруг кто-то постучал в дверь железным кольцом. Мулла сидит себе, как ни в чем не бывало. А полковничиха ему и говорит:
         — Муж вернулся! Куда ты теперь денешься?
         — Почем я знаю! — пробормотал мулла, а сам точно к полу прилип.
         — Полезай на чердак, вот тебе лестница! — говорит ему полковничиха.
         Мулла привык взбегать по лестнице на минарет в своей мечети — взлетел он на чердак, словно олень, и, на свою беду, бросился в тот самый закуток, где старик со своим козлом сидел. Увидел старик муллу и давай вопить, словно сумасшедший:
         — Да что вы сегодня, взбесились, что ли, кобели проклятые? Тем-то еще простительно, а ты куда лезешь, святоша?
         Мулла замахал на него рукой. Дескать — молчи! Да где ж старику в темноте разглядеть, какие знаки ему мулла подает, если он и днем не видит ничего! Заорал старик на муллу:
         — Не смей моего козла пугать! Дорого поплатишься за это!
         Мулла смекнул, куда клонит старик, и сунул ему несколько золотых монет, а старик спровадил муллу в дальний угол, к остальным гостям. Так и собралась вся братия на чердаке.
         Полковничиха между тем отворила дверь, а на пороге и в самом деле ее муж. Возвратился он из поездки домой. Отдохнул немного с дороги, попросил есть, говорит жене, что у него три дня маковой росинки во рту не было. Полковничиха, как водится, изжарила мужу знатную яичницу. Только было начал полковник яичницей лакомиться, а старик с козлом возьми да и спрыгни с чердака. Полковник оторопел — не понимает, что такое в его доме делается.
         — Не пугайся, господин, — говорит ему старик. — Я из села, не какое-нибудь страшилище!
         — Ты что на моем чердаке позабыл, негодный влах? — закричал полковник.
         — Я, господин, шел в суд! — отвечает старик.
         — В какой такой суд? — гаркнул полковник. — Уж не на моем ли чердаке суд помещается?
         — В том-то вся и суть, господин! И куда же мне было податься, как не на твой чердак? Там вся судебная братия собралась!
         — Какая еще судебная братия?
         — Да полезай наверх, увидишь! — говорит старик.
         Взобрался полковник на чердак, а там и впрямь собрались муселим, кадий, муфтий и мулла. Уселся мулла в середке сборища, ноги скрестил, рукой бороду поглаживает да приговаривает:
         — Ну, влах, ну, собачий сын, что он с нами сделал!
         Согнал полковник всю судебную братию с чердака и на улицу выставил, да присоединил к ним и свою жену. С тех пор остался полковник соломенным вдовцом и по сей день ходит-бродит, подыскивает себе новую супругу.
         У старика же и козел уцелел, и карманы деньгами набиты. Возвратился он домой, стал жить-поживать, и хоть сильно разбогател, а своим козлом дорожил больше всего на свете. (сербскохорватск., 1, с. 484-489).

* Кадий (казий) — судья у мусульманских народов.
** Муселим — судейский чиновник у турок.

Т

Тяжба

         Жил на свете один бедняк, безлошадный и безлемешный. Не было у него даже сохи, чтобы вспахать весной жалкую полосу земли. Пошел он к попу занять плуг и лошадь.
         Поп был человек злой и жадный, но, так и быть, одолжил бедняку соху и кобылу с жеребенком.
         Пахал бедняк далеко за полдень, к вечеру прилег на межу отдохнуть. А кобыла ушла в рощу попастись да так и сгинула. Проснулся бедняк — и следа нет.
         — Эх ты, ворона! — говорит он себе. — Проспал лошадку! Жеребенок вот он, а кобылы нет.
         Только подкову нашел на опушке.
         Понял бедняк, что здесь волки в гостях побывали.
         Ну, делать нечего, взвалил соху на плечи, взял жеребенка в повод и пошел домой.
         Наутро приходит к попу, а поп только за молитву принялся.
         — Господи помилуй, где моя кобыла?
         — Так и так, батюшка, сожрали ее волки.
         Батюшка разгневался.
         — Ничего не хочу знать! Подай мне кобылу! Ты думаешь, она мне с неба свалилась? Тоже ведь деньги плачены.
         — Не виноват я, — говорит бедняк.
         А поп его за ворот:
         — Пойдешь со мной в суд.
         И, чтобы не сбежал покуда, запер его на звоннице.
         Думает бедняк:
         — Денег у меня, что вымя у коня, в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи. Чем с попом тягаться, спрыгну-ка я вниз. Утеку ли, разобьюсь ли — мне теперь все едино.
         Смотрит, кругом никого, только ветер гудит в колоколах. Сиганул вниз, а там, на беду, пономарь стоял. Сломал ему бедняк шею. Запричитал пономарь, схватил бедняка за полу и тоже судом грозится.
         Отслужил поп обедню, сели они в двуколку, поехали тягаться. Едут, едут, добрались до болота. А там тропинка такая узкая, что двум комарам не разлететься. Глядь — навстречу боярин в карете. Съехались и стали дышлом в дышло. Боярину дорогу уступить зазорно, а попу — тем более. К тому ж у него в двуколке пономарь скосоротился. Все-таки боярин подал вправо, а конь возьми и увязни в трясине.
         Кому, скажите, вытаскивать? Боярин есть боярин, поп есть священнослужитель, а пономарь только бровями водит под лавкой. Взялся бедняк за дело. Тянет, потянет, насилу вытянул. Только хвост в руках остался. Поглядел боярин на бесхвостого коня, руками всплеснул, зубами заскрипел:
         — Ну, голота, ты мне заплатишь. Едем в суд.
         Шутки плохи. Развернули карету, поплелись все вместе. И все-то боярин шумит и бедняка точит, зачем, дескать, хвост у коня оторвал.
         Явились в суд, принесли челобитную. Бедняк со страху подобрал здоровенный камень, сунул под полу и думает: засудит меня судья, дам-де ему этим камнем по башке, а там будь что будет.
         Взошли в палату. Камень оттопыривает полу, и он его рукой придерживает, чтобы не выпал. А судья подумал, что это мошна с деньгами, и моргает бедняку, не бойся, мол, я тебя избавлю от наказания. Первым поп пошел. Судья спрашивает:
         — Как было дело?
         Поп говорит:
         — Дал я ему кобылу с жеребенком для пахоты, а он бог знает что там с ней делал, только вот нет кобылы, один жеребенок остался. И теперь, - говорит, - пусть он вернет мне лошадку или заплатит сполна.
         Судья к бедняку. А тот:
         — Все правда, твоя светлость. Дал мне поп кобылку, отпустил я ее попастись, сожрали ее волки, но я тому не причинен и прошу мне присудить прощение и от платы освобождение.
         А сам по камню ладонью хлопает. Судья обрадовался и говорит:
         — Суд постановляет, что должно истцу отдать жеребенка на воспитание ответчику, пока не вырастет до полной силы, а тогда истец может получить его обратно взамен заеденной кобылы.
         Задумался поп, не лучше ли оставить жеребенка при себе. Ведь покуда он подрастет, сколько с него доходу взять можно. Увел бедняка на улицу, дал ему денег, чтобы откупиться, и на том помирился с ним.
         Вызвал судья пономаря:
         — Ты с чем пришел?
         — Беда стряслась, ваша мудрость. Этот вот человек прыгнул со звонницы и сломал мне шею. Так и так.
         Судья снова к бедняку:
         — Что ж ты так неосторожно?
         Бедняк говорит:
         — Батюшка запер меня, а сам убежал богу молиться. Я и подумал: спрыгну-ка я вниз. Утеку ли, разобьюсь ли - все едино. А тут и случись пономарь. У меня и в мыслях не было его калечить, и я от всей души прошу прощения.
         Судья говорит пономарю:
         — Знаешь что, теперь ты лезь на колокольню и сигай оттуда, а ответчика мы поставим так, что ты вполне можешь сломать ему шею.
         Завздыхал скрюченный пономарь: как же ему прыгать, когда он и так на всю жизнь изувеченный. Дал бедняку отступного и на том помирился.
         Пришла очередь боярина.
         — Ваше степенство, ехал я по дороге, никого не трогал. Столкнулись мы с батюшкой, я повел вправо, а конь возьми и завязни. Этот человек взялся его вытащить целиком, а сам хвост оборвал.
         Судья спрашивает бедняка:
         — Как же это у тебя вышло?
         Бедняк отвечает:
         — Скотина погибала, а вытаскивать никто не хотел. Боярин и пальцем не шевельнул: как же, ведь он боярин. Поп и не поглядел: священнослужителю неприлично работать. А со сломанной шеи пономаря, сами видели, проку мало. Коня-то я спас, да вот хвост оборвался. Просим покорно прощения.
         И опять камень поглаживает. Судья приговорил:
         — В законе сказано, чтобы истец отдал коня ответчику, покуда оный ответчик не отрастит ему хвост.
         Боярин вскинулся.
         — Нет уж! Пусть конь остается у меня, а хвост как-нибудь сам вырастет.
         Судья говорит:
         — Закон менять нельзя. Миритесь, как хотите.
         Боярин вывел бедняка на двор и тоже дал ему денег, лишь бы коня при себе оставить.
         Когда все разошлись, судья позвал бедняка за расчетом.
         — Показывай, что там у тебя под полой. Видишь, как я тебя выгородил.
         А бедняк вытащил камень и говорит:
         — Вот и все мои денежки. Кабы ты не судил по правде, зашиб бы я тебя этим камнем, и вся недолга.
         Так и осталась правда за бедняком, а об этом суде с тех пор рассказывают сказки. (молдавск., 2, с. 356-358).

Э

Эро и кадий

         Пас Эро коров у кадия. В стаде ходила и его собственная корова. Как-то коровы подрались, и корова пастуха забодала хозяйскую корову. Эро побежал к кадию.
         — Благородный эфенди! Твоя корова забодала мою.
         — А кто виноват? Кто-нибудь их раздразнил, что ли?
         — Нет, никто. Сами сцепились.
         — Ну что ж! Скотину в суд не потащишь.
         — Да нет, ты послушай, эфенди, что я говорю: моя корова забодала твою, — говорит Эро.
         — А-а! Погоди, я погляжу в Коран. — И кадий потянулся за книгой. Но Эро схватил его за руку:
         — Не смей! Раз ты о моей корове не смотрел в Коран, то и о своей нечего тебе смотреть. (сербскохорватск., 1, с. 531).

Анекдоты и сказки
народов Европы
о тяжбах, судах и судьях


| ВВЕРХ |

Назад

Hosted by uCoz